О пчелах, сахаре и нешуточных страстях
— Вот ответьте мне, что такое фальсифицированный мед?— спросил покупатель тоном, не предвещающим ничего хорошего, и брезгливо ткнул дулом скрюченного пальца в мед на витрине.
Надо сказать, в объятиях рынка посещают не только гениальные мысли, вдохновляющие на творчество, покупатели здесь не такая уж большая редкость. Человек между тем достал книгу и прочел: фальсифицированный мед получают от пчел, которым скармливали сахарный сироп. Так?
— Так.
— Но ведь не будете же вы отрицать, что кормите весной пчел сахаром? А значит все, что вы тут продаете и предлагаете, фальсифицированный мед.
И он ушел торжествующей походкой человека, раскрывшего преступление века.
Что ж, давайте разбираться.
Для начала посмотрим, как обстоят дела с "этим" у наших западных коллег
В практике пчеловодства многих стран Европы замена меда сахаром для питания пчел является весьма распространенным явлением. И делается это не тайком. И не с чувством вины за взятый на душу грех — открыто. В тех странах, где климат более холодный и нет разнообразия растительности, пчеловодство вообще не может быть рентабельным без сахарных подкормок.
У нас в России, как нигде, медоносные ресурсы отличаются большим разнообразием, они обеспечивают сбор меда в значительно большем количестве, чем это требуется для нужд пчелиной семьи. И поэтому у нас гораздо больше предпосылок для того, чтобы иметь хороший мед. Кстати, российский мед на международном рынке пользуется большим спросом.
Тем не менее, различают несколько видов подкормок.
Осенью
Кормление необходимо, когда по окончании медосбора пчеловод забирает из ульев слишком много меда. Бывает, что по причине неблагоприятных погодных условий запасов в улье просто катастрофически мало, или же они есть, но это мед падевый или быстрокристалли-зующийся, увы, не годный пчеле в качестве питания. И чтобы пчелы, мягко говоря,
"не протянули ноги" (они ведь не впадают зимой в спячку, как медведи), дается
сахар. Дается? Дается. Прекрасный повод для злорадства, не правда ли? Ведь как бы ни распинался перед вами продавец, червь сомнения в глубине души частенько омрачает радость от покупки.
Но позвольте, я прерву эти бессмысленные эмоции, и вы поймете почему. Осенью подкормку дают начинающие пчеловоды и хозяева стационарных пасек.
На самом деле такой подход к ведению хозяйства является плохой экономией и свидетельствует о низком уровне знаний биологии пчелиной семьи. Понятное дело, новичков смущает относительная дешевизна сахара, а также то, что на страницах пчеловодческой литературы постоянно присутствуют рекомендации по всякого рода подкормкам.
Пчела по окончании активного сезона готовится перейти в качественно новое состояние, при котором меняется ее физиология. Так, на смену летней пчеле, живущей месяц, от силы полтора, приходит зимняя, живущая в семь-восемь раз дольше. У нее наряду с другими системами организма перестала уже работать глоточная железа. И вот перестроенную на зимний лад пчелу принуждают перерабатывать сахар, то есть трудиться в летнем режиме. Любопытно в этой связи вспомнить весьма популярный в недавнем прошлом постулат Мичурина:
"При вмешательстве человека является возможным вынудить каждую форму животного более быстро изменяться в сторону, желательную человеку". В некоторых случаях промичуринский настрой, суть которого заключается в том, чтобы не ждать милостей от природы, дорого обходится пчеловоду, решившему усовершенствовать функции организма пчелы, отлаженные на протяжении миллионов лет разумом гораздо более высокого порядка.
Учитывая, что сахар, пусть даже расщепленный, не содержит микроэлементов и биологически активных веществ, учитывая, что на переработке 10 кг сахарного сиропа гибнет около трех с половиной тысяч пчел, интенсивное кормление может закончиться очень печально. Как? Семья просто тихо
"растает", не дотянув до нового расплода, а значит, и урожая.
Зимой
Пчеловоды иногда подкармливают пчел. Но в отличие от осеннего кормления дается пища строго диетическая, щадящая желудок и организм в целом. Почему? Потому что, зимой ферменты у пчел теряют свою активность и пчеловод уже не в состоянии заставить пчелу расщепить сложную молекулу пищевого сахара на простые сахара (ферменты наиболее активны при температуре 34-35 градусов, той температуре, которая поддерживается летом в гнезде). Мед, как мы знаем, содержит сахара, уже разложенные летом.
Итак, зимой раздаются медовые лепешки.
Весной
— Майский мед? Для лечения? — рассмеялся как-то покупатель, — упаси боже, это же сплошной сахар!
— Так уж и сплошной? — удивилась я.
— Но ведь именно весной больше всего кормят пчел сахаром.
— А знаете, почему?
— Господи, ну зачем мне это знать?
Хотя бы затем, чтобы не произносить очевидно глупых слов.
Дорогие мои, весенняя сахарная подкормка пчел практически не ущемляет ваших потребительских прав, потому что она предназначена для пчелы и ее расплода.
Задача пчеловода в этот период состоит в том, чтобы успеть вырастить сильные семьн, готовые к максимальным взяткам. О том, чтобы выкачивать мед весной, не может быть и речи. И если ваше воображение при слове
"пасека" включает такую картину: пчелы потихоньку перерабатывают данный им сахар, пчеловод потихоньку окачивает сахарный мед, то вашему воображению просто не хватает теоретической основы. Отсутствие знаний, проще говоря, невежество — это вообще мощный рычаг для всякого рода негативных эмоций, отрицательно сказывающихся прежде всего на здоровье их носителя.
На самом деле весна — это напряженная подготовка к старту, и счет тут идет на дни — успеют — не успеют пчелы до акацин прийти в полную боевую готовность. На старт, внимание, марш! — командует природа, и массивы акации покрываются белым цветом. Неделя, от силы десять дней, идет активный взяток, и это как бег на короткую дистанцию, во время которого сильные семьи буквально заливают соты прозрачным нежным медом. А слабые, все еще обремененные заботами по выращиванию расплода, телепаются к финишу, едва-едва обеспечив себя пропитанием. И если слабые семьи принадлежат не стационарной, а кочевой пасеке, то расходы на топливо и содержание техники в таком хозяйстве превысят во время первого взятка доходы. И это уже не компенсируешь никаким сахаром, стоило ли в таком случае вообще выезжать? Сахар не может сравниться с ослепительным цветением пробуждающейся природы, где приводят в трепет сами запахи и прикосновения, и интенсивность взятка в несколько раз превышает
"взяток" с его сладкого природного суррогата.
|